Тамбурная вышивка. Люневильская вышивка

Какие ассоциации приходят в голову, когда мы говорим о французской моде прошлых веков? Утонченные платья, изысканные фасоны, удивительной красоты ткани и, конечно же, вышивка на них. Благодаря европейской культуре Эпохи Просвещения, мы имеем возможность наслаждаться уникальными техниками украшения тканей, в том числе и люневильской вышивкой.

Люневильская вышивка до сих пор популярна среди адептов высокой моды и знаменитые кутюрье, например дом моды "Шанель (Chanel)" активно используют эту старинную технику вышивки тамбурным швом для создания роскошных моделей, броско и ярко украшая современную одежду вышивкой и богато украшая ее бисером и бусинками, блестками и пайетками, кристаллами и ценными камнями.

Кутюрная вышивка люневильским крючоком от Наталии Сорокиной

На фотографии вы видите профессиональную кутюрную вышивку люневильским крючком от Наталии Сорокиной (больше информации об этой работе вы найдете на страничке "Основы кутюрной вышивки. Люневильский крючок и игла").

Сегодня мы подробно расскажем об этом виде изысканной вышивки и ее истории, а также подробно рассмотрим технику вышивки люневильским крючком и ее особенности.

От Франции XVII века и до наших дней. Роскошное изящество люневильской вышивки

В начале 1800 годов Герцог Лорренский, владелец Люневиля и его окрестностей, стал покровителем гильдии вышивальщиц, которые стекались в этот город со всей страны. Именно от названия территории пошло наименование техники вышивания. Однако свой современный вид и основные черты она получила только спустя полвека. Изначально ткань обрабатывалась обычной иглой и расшивалась тамбурным стежком.

Благодаря простоте и монотонности работы можно было украсить большие площади, однако, если ускорять темп, нить часто рвалась и запутывалась, обрывая ряд и создавая впечатление неряшливости. Посовещавшись, именитые мастера пришли к выводу, что нужен иной инструмент, который позволит аккуратно и безопасно прошивать ткань без потери времени. Так обычную иглу заменил необычный крючок.

Люневильский крючок

Благодаря новому приспособлению, рукодельницы получили возможность работать в несколько раз быстрее.

Устройство состоит из винтовой рукоятки с указателем направления крючка, чтобы управлять нитью в процессе вышивки. Сам крючок больше похож на сборную иглу с загибом, он намного острее стандартного вышивального крючка, что помогает аккуратно и быстро прошивать ткань. Толщина игл зависит от выбранного для вышивки материала – тонкие ткани требуют тончайших крючков, в то время как для плотных и тяжелых материй подойдут только массивные иглы.

люневильский крючок

На фотографии вы видите люневильский крючок на фоне рабочего процесса Сьюзан, автора блога "Plays with Needles". Сьюзан показывает ход вышивки в разных ракурсах, рекомендуем посмотреть ее рассказ с фотографиями на страничке "Тамбурный шов".

Вот что Сьюзан говорит о своих ощущениях от тамбурной вышивки:

"Слово "tambour" по-франзуски означает "барабан"... это относится к тому, насколько плотно натягивается ткань на раму для работы.

Я принимала участие во многих мастер-классах и большинство из них были вариацией одного и того же... почти во всех использовались нитка и иголка. Даже если техника была совсем новой, нитка и иголка были мне уже знакомы. С тамбурным крючком (люневильским крючком) был совсем другой случай.

У тамбурной вышивки крючком есть свои особые характеристики:

- вы всегда работаете на изнаночной стороне ("лицо" готовой вышивки смотрит вниз), поэтому когда вы пришиваете бисер или пайетки, вы фактически делаете это по изнанке и вам приходится практически работать наощупь, проверяя правильность строчки, или постоянно смотреть сквозь ткань (поэтому тамбурная вышивка часто выполняется на прозрачной ткани-основе);

- вместо иголки вы вышиваете крючком, а рабочая нить находится на изнанке. По лицевой стороне ткани вы выполняете петельки цепочки тамбурного шва, а бисер и блестки пришиваются по изнанке, именно поэтому нам приходится постоянно поворачивать работу для того, чтобы посмотреть, как проявляется на готовая вышивка;

- если вы правша, то ваша правая рука находится над рамой и вышивает крючком, а левая рука находится под рамой, управляя рабочей нитью и бисером (пайетками). Эта последовательность мне уже была знакома по японской вышивке, самым сложным было научиться пользоваться люневильским крючком.

Техника вышивания тамбурным крючком (люневильским крючком) заключается в том, чтобы правильно накручивать и поворачивать нить на крючке, а затем протягивать ее на лицевую сторону, закрепляя петелькой. Это просто сказать, а в реальности крючок у такого новичка как я все время постоянно цеплется то за ткань и за нить".

Люневильская вышивка: суть техники

Помимо люневильского крючка вам потребуются пяльцы или рама для натяжения ткани. Как уже выше рассказала Сьюзен, работа выполняется двумя руками, над и под тканью, причем сверху мастер видит только изнаночную часть. Ткань прошивается крючком вниз, снизу рука мастера подает нить, на которую нанизаны пайетки, бисер или бусины, если речь идет об объемной вышивке, либо только нить, если ткань украшается без дополнительных материалов. Важно отдавать предпочтение тонким, но прочным нитям, так как работа ведется «с катушки» и разрыв нити может повредить всю задумку.

Тамбурный шов делается достаточно просто:

1. На конце нити завязываем большой и прочный узел.

2. Крючок держим строго вертикально над тканью, под углом 90 градусов в правой руке. Нить подаем под тканью левой.

3. Аккуратно протыкаем ткань крючком, набрасываем на него петельку, натягивая нить поворачиваем рукоять против часовой стрелки и вытаскиваем ее наверх.

4. Наверху крючок поворачиваем обратно и начинаем вышивать, прокалывая ткань на равных расстояниях и постоянно поворачивая устройство.

5. Когда узор вышит – последний стежок фиксируется узлом с изнанки. Если ткань прозрачная, стоит делать это максимально аккуратно.

Применяется люневильская вышивка в различных областях. Простыми нитями можно расшивать домашний текстиль, в одежде применяется с добавлением бисера и бусин, пайеток и камней. Такой способ украшений выглядит дорого и оригинально, поэтому его часто предпочитают дизайнеры авторских и эксклюзивных вещей, в том числе и свадебных платьев. Отлично такая вышивка смотрится на сумках и обуви.

При кажущейся простоте это рукоделие имеет свои нюансы, на которые важно обращать внимание:

· Толщина крючка должна соответствовать плотности ткани.

· Нужно держать инструмент в рабочем состоянии. Если острие крючка затупится – вы рискуете повредить ткань.

· Материал должен быть плотно натянут на раму, иначе вышивка получится геометрически искаженной.

· Работа ведется с изнанки, поэтому нужно заранее наносить контур на ткань и безукоризненно следовать ему.

Люневильская вышивка: видео мастер-классы

Тамбурная вышивка люневильским крючком от школы вышивки университета Кентукки:


Основной стежок тамбурной вышивки от Мэри Корбет:


Люневильская вышивка крючком от Виктории Бойко в авторской интерпретации (бисер пришивается на "лицо" работы, а не на изнанку, как в классической люневильской вышивке):


Процесс пришивания блесток (пайеток) по "лицу" работы люневильским крючком:


Вышивка тамбурным швом при помощи обычного крючка:


Если соблюдать все тонкости, в готовом виде вышивка будет настолько красивой и аккуратной, что покорит сердце любого знатока!


Поделиться с другом

Комментарии 0/0